Тема самостоятельной работы:
"Понятие права. Право в системе социальных норм."
Задание
№5. Найдите гипотезу,
диспозицию и санкцию:
Задание
№1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:
А) Весной перед
выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая
это действо угощением пастухов
Б) Мусульмане
хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног.
Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы,
причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут
в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед.
Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке.
Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в
виде круглого или четырехгранного столба [большинство арабов не ставит даже
надгробий, соблюдая древнее едуинское правило, согласно которому «могила должна
быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее
нельзя было отличить от окружающей почвы»];
В) При
знакомстве младшие всегда должны первыми представляться старшим. Женщина, вне
зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и
исключения, например, если эта женщина - студентка, а мужчина - пожилой
профессор);
Г) Трудоспособные
дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;
Д) Распитие
алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах,
парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных
местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых
разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, влечет наложение
административного штрафа в размере от трех
до пяти минимальных размеров оплаты труда;
Е) Поступай днем
так, чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна.
Задание №2.
Объясните, как вы понимаете это выражение:
«Обычай ведет за
собой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет».
Задание №3.Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возможность отомстить за убийство была ограничена - такое право предоставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: «Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...» Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой.
Задание №3.Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возможность отомстить за убийство была ограничена - такое право предоставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: «Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...» Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой.
Вопрос: Как вы думаете, почему древнерусское государство
сначала ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести?
Задание №4. Назовите существующие в наши дни
обычаи, которые, по вашему мнению, государство должно запретить, и наоборот,
те, которые следует закрепить законодательно.
А) В статье 9.8. КоАП РФ говорится:«Нарушение
правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт,
могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей
электрической энергией, - влечёт наложение административного штрафа на
граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на
должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда».
Б) В статье 17 Основ законодательства РФ о
нотариате говорится: «Нотариус, занимающийся частной
практикой, умышленно разгласивший сведения о совершённом нотариальном действии
или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству
Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причинённый вследствие этого ущерб».
В) В статье 146 УК РФ говорится:«Присвоение авторства (плагиат), если это деяние
причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, - наказывается штрафом
до двухсот тысяч рублей…».
Тест
1. Нормы права
регулируют:
А. чувства человека Б. намерения человека В. убеждения человека Г. поведение человека
2.
Часть правовой нормы,
определяющей последствия за совершенные действия, называется:
А. гипотезой Б. диспозицией В. санкцией Г. Квалификацией
3.
Гипотеза определяет
__________ , при которых будет действовать данная норма права.
4. Гипотеза
– это:
А)
правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой
государственного принуждения;
Б)
часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения;
В)
часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило
поведения подлежит применению;
Г)
часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия,
возникающие в результате нарушения правила поведения.
5. Диспозиция
– это
А)
разрешение на применение нормы права;
Б)
часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения
В)
часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило
поведения подлежит применению;
Г)
запрещение применение правовой нормы
6. Санкция
– это:
А)
правонарушение;
Б)
часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения;
В)
запрещение применение правовой нормы;
Г)
часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия,
возникающие в результате нарушения правила поведения.
7. Санкцию
не содержит норма:
А)
административного права;
Б)
конституционного права;
В)
уголовного права.
8. Правовыми
нормами являются:
А) «Не
курить!» (надпись на заправочной колонке АЗС);
Б) «За
курение в не установленном месте администрация вуза вправе отчислить студента»;
Г)
Курение опасно для здоровья» (предупреждение Минздрава РФ).
9. Нормативно-правовой
акт, который может быть издан и Президентом РФ и Правительством РФ, называется:
А) постановление;
Б) распоряжение;
В)
закон;
Г)
указ.
10. Закон – это:
А)
правило, ставшее привычным в обществе;
Б)
нормативно-правовой акт, изданный любым органом государственной власти;
В)
нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой.
Тема самостоятельной работы:
"Современные правовые системы"
Вопрос
№1. Отвечая на вопрос «из чего состоит система права?», студентка Гаврикова сказала,
что в неё входят отрасли права и нормы права. Права ли Гаврикова?
Вопрос
№2.
Перечисляя
признаки правового государства, студентка Маслова назвала:
а)
господство права;
б)
разделение властей и осуществление публичной власти;
в)
преобладание в экономике государственной собственности;
г)
реальность прав и свобод граждан;
д) взаимную ответственность гражданина и государства.
В
чём ошиблась Маслова?
Вопрос
№3. Определите к каким отраслям права относятся следующие институты права:
а)
гарантии и компенсации;
б)
исполнение наказания в виде лишения свободы;
в)
обязательственное право;
г)
разрешение жилищных споров;
д)
наказание.
Вопрос
№4. Объясните смысл древнеримских выражений:
а)
«Когда закон неопределен - закона нет»;
б)
«Расширительное толкование закона допускается, когда он благоприятствует,
ограничительное, когда он не благоприятствует»;
в)
«Когда разрешена большее, меньшее считается разрешенным».
Вопрос
№5. Как вы понимаете русскую пословицу: «Закон - что дышло: куда повернул, туда
и вышло».
Вопрос
№6. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия,
и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным был бог Шамаш –
«осветитель земли, небесный судья, озаряющий тьму свезу и снизу». Он судил все
дела людей по справедливости и устраивал порядок. В ХУШ в. до н.э.при царе
Хаммурапи на базальтовом столбе были записаны основные правовые нормы, которым
должны подчиняться люди. Люди верили, что все законы и сама государственная
власть дарованы богом Шамашем».
Как
понимали право в Древнем Вавилоне?
Вопрос
№7. «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой, он
неизменен и вечен…Закон находится в согласии с природой, прсутствует всюду и
является вечным. Но приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от
преступления и коварства. Ни волей Сената, ни волей народа никто не может быть
освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не
может утратить своей силы».
Как
толкует право Цицерон?
Вопрос
№8. Древних Афинах на народном собрании, постановления которого имеют силу
закона, которому должны подчиняться все. Философии и ораторы (Платон,
Аристотель, Лисий) говорили. Что в обществе существуют принципы – нормы,
которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют
независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают
правом на свободу и жизнь.
Что такое право согласно представлениям
греков?
Вопрос
№9. «Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению страны.
Теперь к власти пришли рабочие и крестьяне. Значит и их воле должны все
подчиняться. Вот вам и правила новой жизни, которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать никаких
поблажек богатеям, жандармам или священникам. Наша воля - закон ».
Как понималось право
рабочими-большевиками?
Вопрос
№10. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность
взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а
также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны»:
а) Система права.
б) Правовая система
в) Система законодательства.
Вопрос
№11. Каковы характерные черты романо-германской (континентальной) правовой системы:
а) Основной источник права - доктрина.
б) Рецепция (восприятие, заимствование) римского права. Основные источники
права - нормативные акты. Деление права на частное и публичное.
в) За судебными органами, согласно законам, признается право на
нормотворчество.
Вопрос
№12. Назовите страну, право которой относится к континентальной (романо-германской) правовой системе:
а) Великобритания.
б) Франция.
в) США.
в) США.
Вопрос
№13. Назовите характерные черты англосаксонской правовой системы:
а) Деление права на частное и публичное.
б) Основные источники права - нормативные акты.
в) Преобладание права, созданного судами (право судебной практи-ки).
г) Основные источники права - прецеденты (судебные и админи-стративные).
Вопрос
№14. К какой правовой системе ближе
российское право по характеру доминирующих источников:
а) К религиозно-традиционной.
б) К романо-германской (континентальной)
в) К англосаксонской.
Вопрос
№15. В чем состоит специфика российской правовой системы:
а) Основным источником права является правовой прецедент.
б) Опирается не столько на технико-юридические, сколько на государственные
и духовные начала.
в) Самобытность государственности и условий экономического развития.
г) Включает несколько национальных правовых систем
д) По основным признакам тяготеет к романо-германской правовой семье.
Тема самостоятельной работы:
"Отрасли права"
Вопрос №1. Министр иностранных дел России ушёл в очередной
трудовой отпуск и уехал отдыхать во Флориду, США. Как будет называться его
визит в США:
а) частный
б) официальный
в) дружеский
Вопрос №2. Президент Росси с супругой и Премьер-Министр
Великобретании с супругой присутствовали на спектакле в Мариинском театре
Петербурга. К частной или публичной жизни будет относиться их
"культпоход":
а) к частной
б) к публичной
в)
можно отнести к обеим
Вопрос №3. На основе каких прав осуществляется участтие
гражданина в государственно-общественных делах:
а) гражданских прав
б) политических прав
в)
социальных прав
Вопрос №4. К каким институтам права (институту ответственности за нарушение
жилищного законодательства, институту преступлений против военной службы,
институту алиментных обязательств членов семьи, институту специальных налоговых режимов,
институту исполнения наказания в виде ареста) относятся следующие отрасли права:
а) финансовое право;
б) жилищное право;
в) уголовное право;
г) уголовно-исполнительное право;
д) семейное право.
Вопрос №5. Определите к каким отраслям
права относятся следующие
институты права:
а) гарантии и
компенсации;
б) исполнение
наказания в виде лишения свободы;
в) обязательственное
право;
г) разрешение
жилищных споров;
д) наказание.
Вопрос №6. Отрасль российского права, регулирующая федеративное
устройство государства, гражданство РФ и пр.:
а) конституционное право;
б) административное право;
в) гражданское право;
г) финансовое право.
Вопрос №7. К отраслям публичного права не относится:
а) конституционное право
б) административное право
в) семейное право
г) гражданско-процессуальное право
Вопрос №8. Отрасль права, регулирующая управленческие
правоотношения:
а) конституционное право;
б) административное право;
в) трудовое право;
г) гражданское право.
Вопрос №9. К видам административных правоотношений не относятся:
а) правоотношения между Главой Администрации
Президента РФ и Федеральным Полномочным представителем Президента РФ в
Центральном федеральном округе;
б) правоотношения между Министерством образования
и науки РФ и Федеральным агентством по образованию;
в) правоотношения между Министерством обороны и
Министерством внутренних дел;
г) правоотношения между Президентом РФ и
Государственной Думой РФ.
Вопрос №10. К
видам административных правоотношений не относятся:
а) правоотношения внутри органов
государственного управления;
б) правоотношения между коммерческими
юридическими лицами;
в) правоотношения, возникающие в связи с
совершением правонарушений в области общественного порядка;
г) правоотношения, возникающие в связи с
жалобами и обращениями граждан в органы государственного управления.
Вопрос №11. К совместному ведению Федерации и субъектов Российской
Федерации относится такая отрасль права как:
а) конституционное право;
б) уголовное право;
в) административное право;
г) гражданское право.
Вопрос №12. К преступлениям, за совершение которых уголовная
ответственность наступает с 14 лет, не относится:
а) захват заложника;
б) заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
в) хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
г) злостное уклонение от уплаты средств па
содержание нетрудоспособных родителей.
Вопрос №13. Отрасль права, регулирующая имущественные и некоторые
личные неимущественные правоотношения:
а) семенное право;
б) гражданское право;
в) трудовое право;
г) финансовое право.
Самостоятельная работа по теме:
Источники (формы) права
Задание № 1. В 1979 году в Кении умер известный адвокат С.
М.Отинно, который родился в африканском племени Луо. Вдова покойного собралась
хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому
европейскому обряду. Однако семья Луо с этим не согласилась и потребовала
совершить похороны по местному обряду и в другом месте. Кроме того, возник
вопрос о вдове, поскольку в Кении старейшины рода решают, кто из родственников
унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой
инстанции отказал семье Луо в их претензиях. Апелляционный суд признал основные
требования старейшин племени.
На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем
решении, а на какие – апелляционный суд?
Задание №2. Определите вид источника права.
А. Конституция Российской Федерации.
Б. Решение Окружного суда Южного округа Нью-Йорк.
В. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
Г. Правила внутреннего трудового распорядка
Д. Уголовный кодекс РФ.
Е. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Задание №3.Укажите общие черты и различия:
Общее
|
Различия
|
|
юридический обычай
|
||
судебный прецедент
|
Задание №4. К какому
источнику права следует отнести определение «Официальный документ, принимаемый
управомоченным на то правотворческим органом или должностным лицам, содержащую
правовую норму»:
А. юридический прецедент;
Б. договор нормативного содержания;
В. религиозные тексты;
Г. Нормативно-правовой акт.
Задание №5. Укажите источники права в РФ:
А. юридический обычай;
Б. религиозные тексты;
В. нормативно-правовой акт;
Г. доктрина;
Д. принципы права.
Задание №6. Доминирующим
источником права в РФ является:
А. религиозные тексты;
Б. юридический прецедент;
В. нормативно-правовой акт;
Г. договор нормативного содержания;
Д. принцип права.
Задание №7. Какой из перечисленных источников права (форм)
официально не признаются источником пава в России.
А. религиозные тексты;
Б. нормативно-правовой акт;
В. принцип права;
Г. Договор нормативного содержания.
Задание №8. Какой из перечисленных ниже видов является исторически
первой формой права.
А. нормативно-правовой акт;
Б. прецедент;
В. обычай;
Г. договор нормативного содержания.
Материал к теме: "Правоотношения"
Для
участия в гражданских правоотношениях граждане РФ должны обладать
правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность
– это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она является
равной для всех и не зависит от возраста, психического и физического состояния
(ст. 17 ГК РФ).
Дееспособность
– это способность гражданина своими действиями осуществлять и приобретать
гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их
(ст. 21 ГК РФ).
Закон
различает несколько видов дееспособности (ст. 26-28 ГК РФ):
- полная дееспособность – с 18-летнего возраста (либо: а) при вступлении в брак в
более раннем возрасте, когда это допускается законом, и б) в случае объявления
несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он
работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью
– эмансипации; причем, законные представители не несут ответственности как по
сделкам эмансипированного лица, так и за причинение им вреда);
- неполная дееспособность – 14-18-летние могут приобретать гражданские права либо
самостоятельно, либо с предварительного или последующего согласия законных
представителей (ст. 26 ГК РФ); без согласия законных представителей
несовершеннолетние с 14 лет вправе совершать следующие действия:
-
распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
-
осуществлять авторские права на результаты творческой и интеллектуальной
деятельности;
-
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
-
совершать мелкие бытовые сделки, а также сделки, направленные на безвозмездное
получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной
регистрации;
- частичная дееспособность – 6-14 летние граждане для осуществления своих
гражданских прав и обязанностей используют своих законных представителей, за
исключением самостоятельного участия в следующих операциях:
-
мелких бытовых сделках;
-
сделках, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих
нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
-
сделках по распоряжению средствами, предоставленными им законными
представителями для свободного распоряжения;
- полностью недееспособные – дети в возрасте до 6 лет (за них законные
представители совершают любые сделки).
Сделка,
совершенная несовершеннолетним без согласия его законных представителей, в
случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со ст. 26 ГК РФ, может
быть признана недействительной по иску законных представителей (ст. 175 ГК РФ).
В
этих случаях применяются следующие правовые последствия (ст. 175, 176 ГК РФ):
-
двусторонняя реституция – обязанность каждой из сторон возместить все
полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить – возместить
стоимость в деньгах (ст. 167, 168 ГК РФ);
-
возмещение реального ущерба частично недееспособной стороне, если дееспособная
сторона знала или должна была знать о частичной дееспособности контрагента (ст.
171 ГК РФ);
-
недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей,
если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения
недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Тема самостоятельной работы:
"Правоотношения"
Задание №1. Заполни таблицу, используя следующие юридические факты:
а) рождение ребенка;
б) достижение пенсионного возраста;
в) убийство собаки;
г) поступление в институт;
д) строительство
жилого дома;
е) кража чужого имущества
ж) вынесение приговора судом;
з) покупка
автомобиля;
и )проезд назапрещающий сигнал светофора
к) вступление
в наследство;
л) написание художественного произведения;
м) смерть
человека;
н) нарушение правилдорожного движения;
о) вступление в брак;
п) изнасилование
несовершеннолетней;
р) достижение совершеннолетия;
с) трудоустройство на работу;
т) получение аттестата об окончании средней школы;
у) получение взятки;
п) угон автомобиля;
р) драка в подъезде жилого дома.
События
|
Юридические
акты
|
Юридические
поступки
|
Проступки
|
Преступления
|
2. Приведите в соответствие понятие и определение:
Правоспособность
Дееспособность
А) Способность гражданина собственными действиями приобретать
гражданские права.
Б) Способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности.
3. Приведите в соответствие понятие и правомочие:
Правоспособность
Дееспособность
А) Быть владельцем дома.
Б) Покупать мотоцикл.
В) Быть автором художественного произведения.
Г) Иметь счет в банке.
Д) Принимать в подарок ценную вещь.
И) Быть нанимателем жилого помещения.
4. Прочитайте условие задачи. Ответьте на вопрос: "Каким будет решение суда"?
Учащийся
Иван Петров ТПТТ, 16 лет, обменял гитару и коллекцию марок, приобретенные на
деньги от стипендии, на велосипед, принадлежавший братьям Ивановым: Мише, 14
лет, и Косте, 18 лет. Родители Шараповых знали об обмене и не возражали. Родители
Ивана находились в санатории, и он получил разрешение на обмен у бабушки, с
которой проживал в это время. Иван, катаясь на велосипеде, часто падал, в
результате чего велосипед был поврежден. Вернувшись из отпуска, родители Ивана
обратились к Мише и Косте Шараповым с просьбой вернуть гитару и марки, обещая,
что они получат обратно свой велосипед. Мальчики отказались это сделать и
объяснили, что велосипед им сейчас не нужен, да к тому же он сильно поврежден.
Родители Шараповых также не согласились на возврат обмененных вещей. Тогда
Ивановы обратились в суд с иском о признании сделки мены, совершенной их сыном,
недействительной и о возврате детьми друг другу переданных вещей.
5. Прочитайте условие задачи. Ответьте на вопрос: "Каким будет решение суда"?
Пятнадцатилетний
гражданин Соколов самостоятельно заключил договор купли-продажи мотоцикла с
совершеннолетним гражданином Базыкиным. После исполнения договора в натуре
Базыкина мотоцикл не устроил, и он захотел расторгнуть уже исполненную сделку.
Соколов отказался. Тогда Базыкин обратился с иском в суд о расторжении договора
на том основании, что Соколов несовершеннолетний.
2. Приведите в соответствие понятие и определение:
Правоспособность
|
Дееспособность
|
А) Способность гражданина собственными действиями приобретать
гражданские права.
Б) Способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности.
3. Приведите в соответствие понятие и правомочие:
Правоспособность
|
Дееспособность
|
А) Быть владельцем дома.
Б) Покупать мотоцикл.
В) Быть автором художественного произведения.
Г) Иметь счет в банке.
Д) Принимать в подарок ценную вещь.
И) Быть нанимателем жилого помещения.
4. Прочитайте условие задачи. Ответьте на вопрос: "Каким будет решение суда"?
Учащийся
Иван Петров ТПТТ, 16 лет, обменял гитару и коллекцию марок, приобретенные на
деньги от стипендии, на велосипед, принадлежавший братьям Ивановым: Мише, 14
лет, и Косте, 18 лет. Родители Шараповых знали об обмене и не возражали. Родители
Ивана находились в санатории, и он получил разрешение на обмен у бабушки, с
которой проживал в это время. Иван, катаясь на велосипеде, часто падал, в
результате чего велосипед был поврежден. Вернувшись из отпуска, родители Ивана
обратились к Мише и Косте Шараповым с просьбой вернуть гитару и марки, обещая,
что они получат обратно свой велосипед. Мальчики отказались это сделать и
объяснили, что велосипед им сейчас не нужен, да к тому же он сильно поврежден.
Родители Шараповых также не согласились на возврат обмененных вещей. Тогда
Ивановы обратились в суд с иском о признании сделки мены, совершенной их сыном,
недействительной и о возврате детьми друг другу переданных вещей.
5. Прочитайте условие задачи. Ответьте на вопрос: "Каким будет решение суда"?
Пятнадцатилетний
гражданин Соколов самостоятельно заключил договор купли-продажи мотоцикла с
совершеннолетним гражданином Базыкиным. После исполнения договора в натуре
Базыкина мотоцикл не устроил, и он захотел расторгнуть уже исполненную сделку.
Соколов отказался. Тогда Базыкин обратился с иском в суд о расторжении договора
на том основании, что Соколов несовершеннолетний.
Тест
Вопрос № 1. Отметьте,
какие из перечисленных ниже общественных отношений являются правоотношениями:
б) заказ билета на самолет;
в) поздравление товарища с получением премии;
г) вручение букета цветов подруге в день ее рождения;
д) дарение родственнику магнитофона;
е) пользование электробритвой
ж) заем денег у приятеля;
з) прогулка по парку.
Вопрос № 2. Укажите, что не
является юридическим фактом:
а) приготовление пищи;
б) убийство человека;
в) увольнение с работы;
г) стихийное бедствие.
Вопрос № 3. Субъектами правоотношения являются:
а) юридические лица;
б) физические лица;
в) животные;
г) здания, строения, сооружения.
Вопрос № 4. Полная дееспособность у физических лиц возникает:
а) с 14 лет; б)
с 15 лет; в) с 16 лет; г) с 18 лет.
Вопрос № 5. Укажите юридические факты:
а) правомерные действия;
б) события;
в) преступления;
г) отсутствует правильный ответ.
Вопрос № 6. Правоспособность физических лиц прекращается:
а) с момента достижения пенсионного возраста;
б) с момента поступления на работу;
в) с момента поступления в институт;
г) с момента смерти человека.
Вопрос № 7. К правомерным действиям относятся:
а) преступления;
б) правонарушения;
в) юридические акты;
г) проступки;
д) юридические поступки.
Вопрос № 8. Субъектами правоотношения могут быть:
а) предприятия, учреждения, организации;
б) иностранные граждане;
в) лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;
г) индивидуальные предприниматели;
д) Президент РФ.
Вопрос № 9. Виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под
угрозой наказания, называется:
а) проступком;
б) юридическим фактом;
в) преступлением;
г) юридическим поступком.
Вопрос № 10. К юридическим лицам относятся:
а) индивидуальные предприниматели;
б) школы;
в) предприятия
г) детские сады.
Вопрос № 11. Укажите признаки правоотношения:
а) общественное отношение;
б) субъекты не связаны между собой взаимными
юридическими правами и обязанностями;
в) возникают на основе правовых норм;
г) не гарантируются государством.
Вопрос № 12. У юридических лиц правоспособность возникает:
а) с момента рождения;
б) с момента государственной регистрации;
в) через 10 дней после начала осуществления своей деятельности;
г) отсутствует правильный ответ.
Вопрос № 13. Основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения называется:
а) сроком,
б) юридическим фактом;
в) началом правоотношения.
Вопрос № 14. Правоспособность у физических лиц возникает:
а) с момента рождения;
б) при достижении 14 лет;
в) при достижении 16 лет;
г) при достижении 18 лет.
Вопрос № 15. Правоспособность и дееспособность юридических лиц
возникают:
а) одновременно;
б) правоспособность возникает ранее дееспособности;
в) дееспособность возникает ранее правоспособности.
Вопрос № 16. Совокупность юридических прав и
обязанностей всех субъектов правоотношения называется:
а) правоспособностью;
б) содержанием правоотношения;
в) юридическим фактом;
г) дееспособностью.
Вопрос № 17. Гражданин может быть признан судом ограни ченно дееспособным на
основании, в частности:
а) эмоциональной неустойчивости, нервозности;
б) злоупотребления спиртными напитками;
в) совершения убийства;
г) злоупотребления наркотическими средствами;
д) уклонения от уплаты налогов;
е) невыполнения алиментных обязанностей;
ж) систематических прогулов.
Самостоятельная работа по теме:
"Правонарушения"
Задание
№1.Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не
произойдёт, так как он опытный водитель. Однако с управлением справиться он не
смог, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей
происшествия не было, он уехал с места преступления, но вскоре был задержан.
Пешеход от полученных травм скончался.
Проанализируйте
все элементы состава преступления, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию
содеянного.
Задание
№2.Двое подростков (12 и 13 лет) были задержаны за сознательное
повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который
обязаны внести родители подростков. Определите форму вины в противоправном
поведении подростков. Разъясните, почему мерам воздействия подверглись не сами
подростки, а их родители.
Задание
№3. Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением.
Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение
такого рода:
Распивая
спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок.
Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.
Задание
№4. Поссорились двое друзей. В процессе ссоры в порыве гнева один из
них схватил лопату и отбросил в сторону. По стечению обстоятельств в этот
момент мимо проходила соседка. Удар лопаты пришелся по ее руке. Были нанесены
телесные повреждения в виде перелома руки.
Будет
ли нести юридическую ответственность тот, кто бросил лопату и нанес телесные
повреждения? Аргументируйте ответ.
Задание
№5.Во время разгрузки в складское помещение товара грузчик Петров
случайно уронил ящик с бьющимися предметами. За причиненный имущественный ущерб
Петров возместил определенную сумму денег. Определите форму вины, вид ответственности,
понесенной грузчиком.
Задание*:Заполните
таблицу «Виды юридической ответственности»:
Критерии
для сравнения
|
Уголовная
|
Административная
|
Дисциплинарная
|
Основание
привлечения
|
|
|
|
Акт,
предусматривающий ответственность
|
|
|
|
Акт,
предусматривающий порядок привлечения к ответственности
|
|
|
|
Органы
и лица, уполномоченные привлекать к ответственности
|
|
|
|
Субъекты
привлечения к ответственности
|
|
|
|
Форма
решения (наименование правоприменительного акта)
|
|
|
|
Форма
выражения ответственности
|
|
|
|
Задание
№6. Рассмотрите приведённые ниже ситуации, найдите пути их решения:
А.
Общественная организация «Ветераны МВД» направила на имя начальника
УВД города Н.
оформленные в виде официального документа предложения по улучшению организации
охраны общественного порядка в городе и использования опыта ветеранов. Данный документ
был рассмотрен, и отдельные
его предложения были применены на практике.
Определите,
к какому виду поведения можно отнести действия этой общественной организации. Будет
ли это поведение отвечать интересам государства?
Задание
№7. В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение
нескольких часов, пока не были приняты определенные меры, газ вырывался в атмосферу,
загрязняя ее и создавая возможность возникновения пожара. Газопровод был поврежденв
результате строительных работ. Строители, проводившие работы,
Не знали о наличии
газопровода. Однако руководство строительного объекта имело
документ, подтверждающий
наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило в известность
об этом строителей.
А. Установите кто виноват в данной ситуации
Б. В чем
выразилось правонарушение со стороны руководства - в действии или бездействии?
В.
Определите, какая форма вины присутствует в этом деянии. Определите вид формы
вины.
Задание
№8. Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных
родителей гражданина Б.Гражданин Б. обязан был по решению
Суда выплачивать
указанную сумму, однако от уплаты уклонялся в течение длительного времени.
А. Определите,
какой вид правонарушения описан в данной ситуации.
Б. Установите
форму, в которой выразилось правонарушение,
в действии или бездействии.
В. Определите
вид ответственности за него.
Задание
№9. В ходе расследования причин пожара на одной из ферм было установлено,
что причиной возгорания послужила молния во время грозы, от Удара которой ветхое
строение тут же загорелось.
А. Определите, является ли пожар результатом правонарушения.
Б.
Установите, будет ли в данной ситуации применяться юридическая ответственность.
Задание
№10. Рядовой Егоров, находясь в самовольной отлучке, стал свидетелем
происшествия:
некий гражданин, угрожая ножом, требовал у мужчины деньги.
Егоров помог мужчине
избавиться от посягательств грабителя, обезвредить его
и доставить в
отделение милиции.
Разберите
характер поведения рядового Егорова:
А. если
совершено право нарушение - определить его вид и вид юридической ответственности
Б. если
поведение рядового правомерно, определить его вид..
Комментариев нет:
Отправить комментарий